Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

28
мар
2011

"Без первой ласточки весна не обходится" (пословицы, легенды, стихи, истории о ласточках)

Аполлон Майков "Ласточка"
Ласточка примчалась
Из-за синя моря,
Села и запела:
"Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик -
Все весною пахнет!"
Ласточку, которая пролетала слишком низко над трассой, сбила машина. На подмогу ей сразу же поспешила другая ласточка. Она принесла в клювике воды... Потом стала пытаться помочь сбитой птице взлететь.

Ненадолго улетев, она принесла ей еще еды, но та уже была мертва. Ласточке все не верилось, что ее подруга больше не взлетит.
Она кружилась рядом, просила ее подняться, но ничего не помогало.
Ласточкин крик еще долго раздавался около убитой подруги. Чувствуя, что больше они не смогут летать вместе, она еще около часа стояла рядом с ней...

Пословицы о ласточках:
Где ласточка совьет гнездо — там добрые люди живут и овцы хорошо плодятся.
Без первой ласточки весна не обходится.
Ласточка лепит гнезда, пчелка — соты.
Ласточка день начинает, соловей кончает.
Без первой ласточки весна не обходится.
Ласточка находит свое гнездо, человек - выход из положения.
Приметы:
«Кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет»
«Ранние Ласточки— к счастливому году»
«Высоколетающие Ласточки— к вёдру».
Голубь и ласточка — любимые Богом птицы, и если ранние ласточки — к счастливому году. У многих народов ласточка — символ невесты, охранительницы дома и хлеба, она благоприятствует скоту. Согласно легенде, ласточка предупредила Александра Македонского об опасности
Гнездо ласточки разорять грех, кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки — пугали своих детей матери. Кто скинет гнездо ласточки — будет рябой. “Ластiвку зiб’єш — довго не проживеш”, — говорят в Украине. Ласточку нельзя хватать — кровью зальет. Увидев впервые ее по весне, в Украине кидали ей землю, приговаривая: “На тобi, ластівко, на гнiздо!”

Украинские крестьяне считали доброй приметой, когда на усадьбе гнездились ласточки. По народным поверьям, где они строят гнезда, там будет счастье. Считалось, что если они покидают какую-то местность, там следует ожидать мора на людей (Скуратівський, 1998).
По белорусской легенде, ласточка отличилась при распятии Христа — крала гвозди и пыталась снять с его головы терновый венец. Поэтому потом Христос сказал: “Касатушки, птички добрые, вы меня, Иисуса Христа во как жалеете! А положу я, Иисус Христос, такое слово, чтоб людям вас не трогать, не убивать, чтобы вам, касатушки, стужи вовек не видать, а кто вас забьет, у того рука отсохнет”. Литовцы поэтически называют ласточку “воздушной плывуньей”.
Ласточка — священная птица у узбеков и туркменов.

Ласточка — птица священная, так как поет песни из Корана, — считают татары.
Поговорки и загадки о ласточке тоже добрые. Вот несколько примеров из украинского фольклора: спереду шильце, ззаду вильце, ззаду суконце, а спереду бiле полотенце; що то за пташина, що у неї хата з глини?; ластiвку вбити — совiсть згубити; матiр над дитиною, як ластiвка над ластiв’ятком; ластiвка день починає, а соловей кiнчає; гарно в небi я лiтаю, i пiд дахом хатку маю; ластiвка б’ється у вiкно — буде звiстка.

А сколько интересных историй про ласточек! Вот одна из них.
Утором я услышал громкий щебет ласточки. Причем щебет был очень тревожный. Я вышел и пошел в сторону новой постройки (во дворе производилась достройка жилых помещений, так как семья не маленькая, там свили гнездо ласточки и воспитывали потомство), подошел к их гнезду и вижу, ласточка летит то к гнезду, то от гнезда периодически вылетая и залетая в оконный проем. Я огляделся, вроде кошки-воровки поблизости не наблюдалось.
Местная кошара часто пугала ласточек своим появлением. Но ведь чего-то ласточка все-таки боялась? Я начал внимательно осматриваться вокруг. И понял. К гнезду по балке еще не укрытой потолком ползла не спеша полуметровая змея. Ласточка призывала к помощи, чтобы защитить потомство. Я начал оглядываться в поиске длинной палки или подобия, чтобы смахнуть змею. В момент щебет прекратился, мне это показалось странным.
Я подумал, неужели ласточка смирилась с судьбой. В какой-то момент мне стало её жалко. Но вдруг ласточка вернулась, неся в клюве какую то "щепку", и положила эту "щепку" между гнездом и змеёй примерно на одинаковом расстоянии. Я удивился, когда увидел что эта "щепка" оказалась взрослым богомолом. Богомол увидев змею встал в свою легендарную стойку и покачиваясь стоял в ожидании. Мне стало интересно и я открыв рот стоял в ожидании развязки напрочь позабыв о поиске палки. Вот змея почти вплотную подползла к богомолу, видно, даже и не сомневаясь в своем превосходстве перед каким то насекомым. НО, богомол, подпустив змею ровно настолько сколько ему требовалось, резким движением рубанул своими "руками" по змеиным глазам и змея, извиваясь, упала с балки и уже ослепшая уползла в кучу строительного мусора. А ласточка тем временем, почувствовав, что опасность миновала, подхватив богомола, улетела прочь.
А вы знаете какие-нибудь истории о ласточках? Расскажите.

Все народы стран умеренного климата считают ласточку вестницей весны. Еще за пять веков до нашей эры греки пели песенку:
К нам, ласточка, к нам!
С тобою к нам будут в гости
Солнышко и вёдро.
Наверно, с тех пор "первая ласточка" стала не только приметой весны, но и образом, который говорит о первых признаках приближения чего-то радостного, перемены к лучшему.
Но зоркий глаз древних заметил и другое: одной ласточки мало для уверенного ожидания близкой весны - именно первая ласточка часто обманывает. "Ona hirundo non facitver!" - "Одна ласточка весны не делает", - говаривали ещё в Древнем Риме. Да и сам Эзоп сочинил басню о легкомысленном юнце, промотавшем все, что он имел. Сберег он только плащ, но однажды, увидев первую ласточку, продал и его. Грянул мороз, и легкомыслие было наказано. Содержание этой басни повторил и наш И. А. Крылов ("Мот и ласточка") много веков спустя.
Когда мы говорим: "О, это первая ласточка!"- мы намекаем на первые признаки готовящихся благоприятных событий. Когда люди осторожные отвечают: "Одна ласточка весны не делает!" - они предостерегают от излишней торопливой доверчивости, советуют не пророчествовать наперед о событиях.

_________________
Баллада о ласточке.
Вставал рассвет над Леной. Пахло елями,
Простор алел, синел и верещал,
а крановщик Сысоев был с похмелия
и свои чувства матом выражал

Он поднимал, тросами окольцованные,
на баржу под названьем 'Диоген'
контейнеры с лиловыми кальсонами
и черными трусами до колен.

И вспоминал, как было мокро в рощице
(На пне бутылки, шпроты. Мошкара.)
и рыжую заразу-маркировцицу,
которая ломалась до утра.

Она упрямо съежилась под ситчиком
Когда Сысоев, хлопнувши сполна,
прибегнул было к методам физическим,
к физическим прибегнула она.

Деваха из деревни, - кровь бунтарская! -
она (быть может, с болью потайной)
маркировала щеку пролетарскую
своей крестьянской тяжкой пятерней...

Сысоеву паршиво было, муторно.
Он Гамлету себя уподоблял,
в зубах фиксатых мучил 'беломорину'
и выраженья вновь употреблял.

Но, поднимая ввысь охапку шифера,
который мок недели две в порту,
Сысоев вздрогнул, замолчав ушибленно
и ощутил, что лоб его в поту.

Над кранами, над баржами, над спицами,
ну, а точнее - прямо над крюком,
крича, металась ласточка со всхлипами:
так лишь о детях - больше ни о ком.

И увидал Сысоев, как пошатывал
в смертельной для бескрылых высоте
гнездо живое, теплое, пищавшее
на самом верхнем шиферном листе.

Казалось все Сысоеву до лампочки.
Он сантименты слал всегда к чертям
но стало что-то жалко этой ласточки,
да и птенцов: детдомовский он сам.

И, не употребляя выражения
он. будто бы фарфор или тротил,
по правилам всей нежности скольжения
гнездо на крышу склада опустил.

А там, внизу, глазами замороженными,
а может, завороженными вдруг
глядела та зараза-маркировщица,
как бережно разжался страшный крюк.

Сысоев сделал это чисто, вежливо,
и краном, грохотавшим в небесах,
он поднял и себя и человечество
в ее зеленых мнительных глазах.

Она уже не ежилась под ситчиком,
когда они пошли вдвоем опять,
и было, право, к методам физическим
Сысоеву не нужно прибегать.

Она шептала: 'Родненький мой...' - ласково.
Что с ней стряслось, не понял он, дурак.
Не знал Сысоев - дело было в ласточке.
Но ласточке помог он просто так.

1976 © Евгений Александрович Евтушенко


Добавить комментарий