Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

08
мар
2011

Андрей Миронов. К 70-летию со дня рождения

После выхода на экраны фильма Гайдая «Бриллиантовая рука» Андрей Миронов долго страдал от того, что сложившийся в сознании людей образ его экранного героя распространился на него самого. Его лишили покоя своим вниманием армии поклонниц, режиссёры стали предлагать похожие роли в кино, да и просто в любой незнакомой компании Миронов вызывал стереотипные ассоциации. Такая слава не давала дышать артисту.

А ведь его откровения мало кем были услышаны: настоящий он только в единственном фильме – «Фантазии Фарятьева». Там перед нами предстаёт робкий, некрасивый, по-старомодному вежливый, предупредительный, скромный мужчина, безответно влюблённый и без какой-либо надежды на лучшее в этой жизни обычный рядовой человек. Глубоко чувствующий, умеющий любить, творческий, устремлённый в будущее («фантазии»), он никем не понят в этом мире и никому не нужен, в том числе и предмету его воздыханий. В массовом сознании такой «Миронов» отвергнут. Праведников толпа не любит. Публике нравится преуспевающий аферист из «Бриллиантовой руки», «публике балаган нужен».

Как ни парадоксально, но не «положительный» Фарятьев, а «отрицательный» контрабандист завоевал любовь миллионов. Миронов страдал, что его Фарятьев остался невостребованным, потому что, по словам актёра, Фарятьев – это он сам, его сущность, представления о мире, и ему есть что сказать… Почему же он остался неуслышанным? Что такое происходит с нами?
В массовом сознании сложился тогда стереотип преуспевающей личности: герой Миронова материально обеспечен (неважно, какой ценой), имеет прекрасные внешние данные, безупречно одет, что не вписывалось в рамки «социалистической действительности». Нестандартно мыслящий, свободный и независимый от всяческих моральных устоев, добивающийся лишь личной выгоды, заключающейся в материальном благосостоянии – вот те качества, за которые поклонницы готовы были носить кумира на руках! И это наш идеал! Предмет всеобщей любви и поклонения! Кумир! А как же Фарятьев, такой хороший и настоящий?

Получается: кому он нужен, этот Фарятьев? Кому нужны неудачники? Мечтатели? Общество полюбило совсем не того человека, который нравился самому Миронову.
Странно, но идеалы личной выгоды не прививались тогда в обществе принципами существующего в то время «Морального кодекса строителя коммунизма». Тогда откуда?..

Чего-то мы главного не поняли…

Прости нас, Андрей!
*

Наиболее интересные комментарии на этот материал, опубликованный мною в Гайдпарке:
Тезис о том, что идеалы личной выгоды "не прививались" мне представляется как минимум небесспорным. Официально - да, талдычили о "вещизме", о "мещанстве" и о том, что для "нас" все это - чуждое явление, у нас цели исключительно высокие, "раньше думай о родине", и "наши люди в булочную на такси не ездят". На самом деле большинству людей хотелось больше всего как раз личного благополучия, и образ, его олицетворяющий, должен был привлекать больше всего. А мечтатели и неудачники... Вы же сами пишете: кому они нужны? масса ориентируется не на них, и это происходит везде, при любых социальных системах. Грустно, но это так. да кроме того, большинство, идя в кино, просто хотело отдохнуть, развеяться, а не мучиться еще и в кинозале глубокими проблемами.
Рахлин Михаил
*
Не так все просто, как Вам кажется. Фантазии Фарятьева написаны в конце 70х гг. Тогда же появились и пьесы Петрушевской. Это молодые драматурги, которых просто тихо запрещали. Случайно небольшим тиражом напечатали в сборнике Ленинградских драматургов. Я училась в ВУЗе. Очень была влублена в пьесу. Выдержала колоссальное давление, потому что ставить ее на курссе не разрешали. Ну ооочень странная идея в конце вырисовывается. Прямо, как у Вампилова. Кстати, в это же время выходят фильмы А.Тарковского, которого также не понимает толпа. Да и не для толпы это писалось, ставилось, игралось. А потому что душа болела, предвидела. предвосхищала. И Андрей Миронов, как настощий художник, тоже ощущал, чувствовал. И нет в этом ничьей вины, что не поняли, не приняли. Время не пришло. А потом, каждого героя актер создает из себя. Следовательно, и в водевилях и в драмах, в комедиях и фильмах - суть души Андрея. Он - разный. И мечтательный и ироничный, легкомысленный ловелас и трагический однолюб. Понять его как и любую по-настоящему творческую личность, очень непросто.
Маргарита Острова
*

Нашла у гайдпаркера Алексея Курганова: " И ещё один немаловажный момент: праздничную программу спас как нельзя кстати подошедший 70-летний юбилей Андрея Миронова. Именно под него показали и «Три плюс два», и «Бриллиантовую руку», и «Человек с бульвара Капуцинов», и его театрально-концертные выступления. Он, конечно, был гениальным артистом, и даже будучи покойным, помогает таким вот образом нынешним совершенно бесталанным телевизионщикам…"


Добавить комментарий