Вход в систему
11
дек
2016

Актуальность проблем в рассказе С.В. Лукьяненко «Чужая боль» и "шутка" Трампа


По телевизору (буквально вчера) показали ролик: президент Америки - Трамп - обнимает «гостя», прибывшего с визитом в страну «процветающей демократии». Положив снисходительно руку на плечо гостя, Трамп говорит:
- Я в азиатах пока плохо разбираюсь, не могу отличить китайца от японца.

Затем, пренебрежительно похлопывая визитёра по плечу, американский президент спрашивает:
- Хиросима, Нагасаки – какие города мы у вас ещё не бомбили?
*

Я не могла поверить ни своим глазам, ни своим ушам!
Что это было?!
Ответ на этот вопрос даёт рассказ С.В. Лукьяненко «Чужая боль».

Действие рассказа (фэнтези) происходит в «будущем». На первый взгляд, это будущее кажется счастливым, потому что люди научились не страдать – «выключать боль», отменять смерть, восстанавливать человека.

 Люди играют в странные игры: охотятся друг на друга, убивают, и им это не страшно, потому что стоит включить программу «восстановления» – и человек возникает в своём первозданном виде целым и невредимым. Электронные, компьютерные игры заменили реальную жизнь, отучили человека страдать, сочувствовать, сопереживать… Наступило время всеобщего веселья, причин для уныния нет.

Но это так кажется только на первый взгляд. Главный герой Дэн не похож на всех. Во время игры на Майданеке  ( а это бывший немецкий концлагерь) он сорвался, вышел из роли. Бросился на эсэсовцев с голыми руками. А игра-то называлась «Вооруженное восстание». Все аж ошалели… Дэн оказался человеком, а не роботом. Он помнил, что такое эсэсовцы…

Таким образом, автор поднимает в рассказе ещё одну актуальную проблему: проблему памяти.Неужели люди будущего забудут фашистские лагеря, горе, страдания погубленных людей? Неужели на Майданеке будут только играть и развлекаться? Неужели будут шутить о Хиросиме, где снова и снова вспыхивает пламя атомного взрыва?

В «будущем»а игра стала синонимом жизни… Любимая девушка задаёт дикий для нас, нынешних, вопрос:

— Дэн, почему ты не выстрелил в меня?

Действительно, бояться нечего: регенерационная система сработает и восстановит убитого. Играют потому, что больше нечего делать, всю работу за людей выполняют роботы.

«Делать вид, что управляешь машинами, которые давно не нуждаются в управлении? Сидеть в лаборатории, пытаясь научить человека видеть не только в инфракрасных, но и в ультрафиолетовых лучах? Или ждать очереди на колонизацию очередной планеты? Там Игра станет реальностью…

— Я не знаю. Но с чего она началась, Игра?

Она пожала плечами. С тех пор, как люди обрели бессмертие, наверное. Игра — это жизнь. Что является основной чертой жизни? Стремление убить. Что является основной чертой Игры? Стремление убить. В инсценировке — на Перл-Харборе, где кипит вода и в который раз тонут корабли, и падают ведомые смертниками бомбардировщики на Курской дуге, где танки спекаются с землей и кровью в один сплошной черный ком; в Хиросиме, где снова и снова вспыхивает пламя атомного взрыва…

Но ведь когда-то в первый раз это не было игрой! Они не могли играть, умирая по-настоящему! Их вело в бой что-то другое! Они бросались на колючую проволоку концлагерей не потому, что это очень интересно! И ведь Дэн почувствовал, почти ощутил это неведомое, непонятное, когда в прекрасной инсценировке «Майданек» смотрел на сытых, откормленных эсэсовцев, избивающих детей… Он бросился вперед не потому, что хотел испортить игру, соригинальничать. Он просто не мог иначе. Он почти понял! А они не хотят или уже не могут понять. Слишком долго длилась Игра».

Автор рассказа «Чужая боль» предупреждает людей: прекратите играть! И Дэну игра надоела. Он взбунтовался: начал уничтожать реанимационных роботов.

Его убили к вечеру второго дня. Дом штурмовали морские пехотинцы, зеленые береты, самураи династии Тан и бригада СС из дивизии «Мертвая голова». Они умирали, воскресали, шли в бой снова. А он стрелял, зная, что уже выведен из памяти регенерирующей системы…
И всё-таки Дэн победил – он прекратил игру.


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <h3> <h2>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank